Рабочая программа Средняя группа 2023-2024г.г.

Содержание
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………..3
1.2.Цели и задачи………………………………………………………………….8
1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………..8
1.4.Приоритетное направление деятельности…………………………………..9
1.5.Планируемые результаты освоения Программы…………………………...9
2.Содержательный раздел
2.1.Планирование образовательной деятельности…………………………… 14
2.2.Образовательная деятельность в ходе режимных моментов………………15
2.3.Планирование организованной образовательной деятельности…………15
2.4.Перспективное планирование организованной образовательной
деятельности (Приложение №1)……....................................................... . . ......31

3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы……………………...32
3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания……………32
3.3.Режим дня в средней группе ……………………………………………...32
3.4.Мероприятия по НРК. ……………………………………………………33
3.5.Модель двигательного режима…………………………………………….34
3.6.Развивающая предметно-пространственная среда………………………...34
Литература……………………………………………………………………..35

2

1.

Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа для средней группы МБДОУ № 43 разработанная в соответствии с
с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие
детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Закон РФ «Об образовании».
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
• Положение о рабочей программе МБДОУ № 43
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в средней группе .
В средней группе 23 детей: 11девочек,12мальчиков. Из них в первой группе
здоровья – 18 детей, Многодетные: 10 человек; Полная семья: 19 человек; Неполная семья: 4
человек.
Социально-коммуникативное развитие
К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он
проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и
взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии,
которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок
испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает
свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания
контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты,
выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность
(«Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как
взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать
покупки ). Взаимодействие и общение детей пятого года жизни имеют поверхностный
характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего
инициируются взрослым.
К 4 - м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших
сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер.
Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4
взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со
сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы
взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для
удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих
3

отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника,
проявить внимание и сочувствие.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Совершенствуется умение пользоваться
установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс
е игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные
партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а
продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе
нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки,
правила игры .) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении,
чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих
чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Познавательное развитие
Ребенок осознает свою половую принадлежность.
Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные
темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период
ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства
ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной,
и контекстной (свободной наглядной
ситуации)
речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматически
х категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны
дефекты звукопроизношения .
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и
средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно
использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметызаместители и словесные обозначения объектов в быту, игре,
общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и в
осприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их наз
начение: знает название 34 цветов и 2,3 форм; может выбрать из 3х предметов разных по величине «самый больш
ой». Рассматривая новые предметы (растения, камни ) ребенок
не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слу
ховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Пам
ять и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взросло
го ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 56 названий предметов. К 4м годам способен запомнить значительные отрывки из любимы
х произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результат
ы действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
4

Конструктивная деятельность в
4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3
частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него
деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на
вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности;
адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием
(выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).
Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.
Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм
и темп речи).
Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении
конфликтов.
Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый
вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к
взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности
(спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.
Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Использование в речи полных, распространенных простых с однородными членами и
сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинноследственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании;
правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов
для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера
(почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6 предложений о предметах и
повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм
объяснительной речи.
Развитие речевого творчества
Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных
загадок об игрушках, объектах природы.
Обогащение активного словаря
Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они
изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания
(земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание
овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов
и явлений природы, их свойства и качества.
цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее,
толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих
некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также
лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут,
размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и
хранения пищи и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение произношения свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического
и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе,
голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и
ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте

5

Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова
состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по
протяженности;
освоение начальных умений звукового анализа слов:
самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать
слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Проявление
интереса
к слушанию литературных
произведений.
Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по
иллюстрациям.
Художественно-эстетическое развитие
Происходят следующие изменения:
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы,
размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку
созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка.
Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он
рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления.
Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это
время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У
детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению
характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Физическое развитие
Ребенок владеет основными жизненно важными
движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определе
нию соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более
сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои
силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизв
едением структуры движения, его фаз, направления.
К 4м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в сторо
ны; ударять
мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелки
е предметы (пуговицы, горошины и т.п. –
всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом
дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность
становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения
становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая
эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по
первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей
появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей
возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе;
соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть
ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается
Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания
(самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно
пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива;
при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться
6

носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, польз
уясь зеркалом, расческой).

1.2.Цель и задачи
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ:
Цель:
Всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
 обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного
образования и планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования;
 построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
 создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
 обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности;
 достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей.

7












1.3. Принципы и подходы к формированию Федеральной программы
В соответствии со Стандартом, Федеральная программа построена на следующих
принципах:
 принцип учёта ведущей деятельности: Федеральная программа реализуется в
контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с
акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от
непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной
(предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Федеральная
программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах
дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями,
способностями, потребностями и интересами;
принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и
развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с
взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного
возраста;
принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах
дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования:
Федеральная программа реализует данный принцип при построении содержания
обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а
также при построении единого пространства развития ребенка образовательной
организации и семьи;
принцип сотрудничества с семьей: реализация Федеральной программы
предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и
поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного
возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными
представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному
благополучию.

8

1.4.Приоритетное направление деятельности
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе
учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении
дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию
игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в
игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую
деятельность .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для
детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее
развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
ДОУ работает в условиях полного 10,5 часового рабочего дня:
- соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками
образовательных отношений;
- группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
1.5.Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые
результаты освоения Федеральной программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурноисторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий
(первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст
(от трех до семи лет).
Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры «к одному году», «к
трем, четырем, пяти, шести годам» имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений
планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью
и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при
прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать
обозначенные в планируемых образовательных результатах возрастные характеристики
развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического
развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные
9

различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении основной
образовательной программы Организации и не подразумевают его включения в целевую группу
обучающихся, в отношении которых осуществляются различные виды и формы
психологической помощи (психолого-педагогического сопровождения
В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
Развитие игровой деятельности:
 способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное
ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;
 организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.
 Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
 способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и
правил, проявлять волевые
усилия в ситуациях выбора;
 проявляет потребность в общении со сверстниками.
 Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств:
 чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного
достоинства;
 проявляет уважительное отношение к сверстникам;
 знает о достопримечательностях родного города.
 Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства:

соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;

знает элементарные правила безопасного дорожного движения
 Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них:

выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.
 Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения:

соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Развитие трудовой деятельности:
 Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной
последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого
приводит ее в порядок
 самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
 Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам:
 доводит начатое дело до конца;
 испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной
для других деятельности
 Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человек:
 владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр,
продавец, воспитатель .)
 имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей
Познавательное развитие
 Сенсорное развитие:
– различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры
величины
– использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма,
размер, материал )
– подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал )
10

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности:
 использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств
 осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями
 пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по
схеме и достраивает её, владеет способами построения замыкания
 Формирование элементарных математических представлений:
– владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в
пределах 5
– выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия
наложения и приложения
– владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве
– использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года
 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
– имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках
– проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям
– имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего
вида, условий существования, поведения
– способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между
явлениями живой и неживой природы.
Речевое развитие
 Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
 использует речь для инициирования общения, регуляции поведения
 активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками
 Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:
 понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие
понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния
 использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
элементарные способы словообразования
 владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением
некоторых шипящих и сонорных звуков)
 способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью
педагога
 Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
 пользуется разнообразными формулами речевого этикета
 способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и
выразительностью речи
 Развитие литературной речи:
– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов;
– способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их
воспроизводить;
– способен импровизировать на основе литературных произведений
 Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса:
– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг




Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
– различает основные звуки речи;
– владеет элементарными навыками звукового анализа.
11

Художественно-эстетическое развитие
 Приобщение к изобразительному искусству:
 различает виды декоративно-прикладного искусства;
 различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись,
графика, скульптура),
 отвечает на вопросы педагога по содержанию;
 понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина»,
«скульптура».
 Приобщение к музыкальному искусству:
 внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства
словами, рисунком, движением.
 Приобщение к словесному искусству:
 проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;
 проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
 Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд:
 проявляет интерес и бережно относится к результатам детского ––изобразительного
творчества;
 передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений
природы;
 лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
 использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
 использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в
аппликации.
 Развитие музыкально-художественной деятельности:
 различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы)
 выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно,
быстро)
 узнаёт песни по мелодии.
 может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми - начинать и
заканчивать пение
 самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты
хочешь, кошечка?»
 импровизирует мелодии на заданный текст
 способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по
кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами)
 выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
 инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли
 умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане,
ложках
 Развитие детского творчества:
– сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении
индивидуального замысла
– самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной
литературе
– создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания
использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков
в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы
соединения частей материала.
Физическое развитие
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест
12

– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год)
 Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере
загрязнения, после пользования туалетом
– имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья
– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим
внешним видом
 Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой
– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище
– знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение
– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна,
гигиенических процедур для здоровья
– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма,
самочувствия
– имеет представление о составляющих здорового образа жизни
 Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
– ходит свободно, держась прямо, не опуская головы
– уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие
– в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется,
подпрыгивает на одной ноге
– ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его
– бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку
– чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт
музыке или под счет
 Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
– активен, с интересом участвует в подвижных играх
– инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях
– умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для
подвижных игр.
2. Содержательный раздел
2.1. Планирование образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Базовый вид
деятельности
Физическая культура в
помещении
На прогулке
Познавательное развитие
Развитие речи
Лепка
Аппликация
Музыка
ФЭМП
ИТОГО:

Периодичность
2 раза
в неделю
1 раз в неделю
2раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
2 раза в неделю
1 раз в неделю
11 занятий в неделю по 20 мин

13

2.2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
ежедневно
Физическая культура на
Еженедельно, в среду
прогулке
Комплексы закаливающих
ежедневно
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
Ситуативные беседы при
ежедневно
проведении режимных моментов
Базовый вид
деятельности
Чтение художественной
ежедневно
литературы
Национально еженедельно
региональный компонент
Познавательно 1 раз в неделю
исследовательская деятельность
(опыты, эксперименты,
наблюдения)
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Рисование
четверг
Самостоятельная деятельность детей
Игра
ежедневно
Самостоятельная
ежедневно
деятельность детей в центрах
(уголках) развития
2.3 Планирование организованной образовательной деятельности
1 занятие
Понедельник
Познавательно-исследовательская деятельность(ознакомление с миром
природы, ознакомление с окружающим миром)
9.00-9.50
2занятие
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
9.30-9.50
1 занятие
Вторник
Познавательное развитие (формирование элементарных математических
представлений) Конструирование
9.00-9.20
9.25-9.45
2 занятие
Физическая культура
9.55-10.15
1занятие
Среда
Речевое развитие
14

Четверг

Пятница

9.00-9.20
9.25-9.45
2 занятие
Изобразительная деятельность(чередуется) лепка,аппликация
9.55-10.15
10.20-10-40
Вторая половина дня
Физическая культура (на воздухе)
16.00-16-20
1занятие
Изобразительная деятельность (рисования)
9.00-9-20
9.25-9-45
2 занятие
Физическая культура
9.55-10.15
1занятие
Художественно-эстетическое развитие(музыка)
9.00-9.20
2 занятие
Восприятие художественной литературы и фольклора
9.30-9.50

Итого:
11 ООД в неделю
Учебный план реализации ООП ДО в средней группе по ФОП:
Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности:
Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры,
физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД – в неделю 60 мин. (3НОД)
.
 Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы
образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры,
рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,
викторины.- Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)
 Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги,
природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 20
мин. (0,5 НОД) .



Речевое развитие- Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы,
викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД).



Социально-коммуникативное развитие



а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ,
игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество
НОД - в неделю 20 мин. (1 НОД).
15










б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной
деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и
количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно
СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые,
дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность –Формы
образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект.
Ознакомление с художниками. Выставка- Продолжительность и количество НОД-40
мин.(2 НОД).
б) Восприятие художественной литературы и фольклора- Формы образовательной
деятельности : Беседы, слушание произведений, чтение и разучивание стихов.
Театрализованная игра- Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин.(1
НОД).
в) Музыкальная деятельность- Формы образовательной деятельности: Слушание,
импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и
развлечения.- Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин (2 НОД).

2.4.Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
(Приложение №1)

Тема
Период
средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

«День знаний»
«Дары осени»
«Овощи. Огород»
«Лес. Грибы»
«Деревья. Кустарники»
«Одежда. Обувь »
«Домашние животные и птицы »
«Откуда хлеб пришел? »

1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

« День народного единства »
«Звери и птицы готовятся к зиме »
«Любимые книжки »
«День матери»
«Здравствуй гостья Зима »
«Зимняя одежда и обувь »
«Посуда. Продукты питания »
«Новый год»
«Зимние забавы »
«Зимние виды спорта »
«Транспорт »

16

1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

«Мебель »
«День защиты Отечества »
Наша армия.
Транспорт.
«Мамин праздник»
«Профессии »
«Весна. Дикие животные »
«Морские, речные и аквариумные обитатели»

Апрель

1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

«Неделя безопасности »
«Цветы. Весенние работы»
«Цветы . Весенние работы»
«Космос»

Май

1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя

«День Победы»
«Насекомые »
«Школа . Школьные принадлежности»
«Здравствуй, Лето! »

Февраль

Март

3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы: наличие необходимых
условий для организации работы (игровая, спальня), оборудование на территории ДОУ,
площадка, игровое оборудование с учетом возрастных особенностей детей;
наличие перспективного плана развития и укрепления учебно-материальной базы ДОУ.
3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания: игровые,
здоровьесберегающие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (учебно-методические
комплекты «Уроки осторожности» (ОБЖ), «Утренняя зарядка», «Времена года»,
демонстрационные и раздаточные материалы.
3.3.Режим дня
1.

Прием, осмотр, игры.

7.30-8.10

2.
3.
4.
5.
6.

Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Утренний круг
Самостоятельная деятельность.
Занятие № 1
1 подгруппа
2 подгруппа
Занятие № 2
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду.
Обед.
Дневной сон.

8.10-8.16
8.16-8.35
8.35-8.50
8.50-9.00

7.
8.
9.
10.
11.
12.

17

9.00-9.20
9.25-9.45
9.55-10.15
10.15-10.30
10.30-11-50
11.50-12.15
12.15-12.50
12.50-15.00

15.00-15.20

14.
15.
16.
17.

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры,
подготовка к полднику.
Полдник.
Игры, самостоятельная деятельность.
Вечерний круг
Подготовка к прогулке.

18.
19.

Прогулка.
Игры. Уход домой.

16.25-18.00
18.00

13.

15.20-15.35
15.50-16.10
15.35-15.50
16.10-16.25

3.4 Мероприятия по НРК
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация
регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными
особенностями. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится
осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных
условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, родительский
уголок или папки «передвижки». Ежедневно информация закрепляется во всех режимных
моментах.
Тематический план совместной деятельности с детьми 4-5 лет
образовательная Познавательное развитие
область

Художественно-эстетическое
развитие

Ребенок и окружающий
мир

Чтение худ.
Литературы
К.Л.Хетагурова

Сентябрь

Беседа «Мой родной
город». Рассматривание
иллюстраций о г.
Моздоке

Октябрь

Рассказывание
осетинских
сказок «Что
дороже ?»
.»Два подарка»
Заучивание
стихотворения
«Петушок»

Знакомство с портретом
и биографией К.
Хетагурова (в доступной
форме)
Рассматривания альбома
на тему:
Знакомство с
«Достопримечательности осетинскими
нашего города»
загадками и
слушание
осетинской
музыки
Конкурс совместных
«Голодный
рисунков с родителями
волк»»
на тему: «Родной край-

Месяц

Ноябрь

Декабрь

18

Изо
деятельность
Декоративноприкладное
искусство–
орнамент
Аппликацияплатье для
невесты

Социальнокоммуникативное
развитие
Подвижные игры

Лягушки

Аппликация –
осетинский
кувшин

Осетинские салки

Рисование на
тему: »Моя
улица»

Жмурки

Аппликация чаша

Бездомный заяц

люби и уважай»
Рассматривание
иллюстраций о природе
Северной Осетии

Заучивания
стихотворения
«Киска»

Февраль

Рассматривание
национальных костюмов

«Старик и
старуха»

Март

Знакомство с
предметами быта,
умельцев Осетии
Рассматривание
народных осетинских
предметов

Январь

Апрель

Май

Предметы осетинского
быта-инвентарь для
огорода

В стране
осетинских
узоров
Рисование на
тему:
»Осетинский
пояс»

Джигиты

«Волк, ворон и
свинья»

Аппликация –
горы

Метание с плеча

Чтение
осетинских
пословиц и
поговорок
Чтение
загадок(повтор)

Рисование горы

Бег к реке

Рисование –
орнамент на
чаше

Метание снизу

Слепой медведь

Традиционные события, праздники, мероприятия: «Здравствуй Осень», «Чудеса у
новогодней ёлки», «Мамин праздник», «День защитника Отечества».
3.5Двигательный режим для детей 4-5лет
№

1.1
1.2

1.3

1.4

1.5
1.6

2.1

3.1

4.1
4.2

Виды двигательной
Особенности организации
деятельности
1.Физкультурно-оздоровительные занятия
Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе
Физкультминутка
Ежедневно, по мере
необходимости, в зависимости
от вида и содержания занятий
Подвижные игры с физическими Ежедневно, во время утренней
упражнениями
прогулки, подгруппами
на воздухе
индивидуально, с учетом
двигательной активности детей
Индивидуальная работа по
Ежедневно, в 1 и 2 половине
развитию движения
дня, на утренней и вечерней
прогулках
Гимнастика после сна
Ежедневно, по мере подъема и
пробуждения детей
Двигательная деятельность
Ежедневно
после сна
2.Учебные занятия
Физкультурные занятия
1 раз в неделю на открытом
воздухе и 2 раза в помещении
3.Самостоятельная деятельность
Самостоятельная двигательная
Ежедневно, под руководством
деятельность
воспитателя и на свежем воздухе
4.Физкультурно-массовые занятия
Физкультурный праздник
2 раза в год
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
19

Длительность
6-8 минут
3-5 минут
20 минут

20 минут
5 минут
20 минут
20 минут
Зависит от
индивидуальных
особенностей
детей
30-35 минут
20-30 минут

4.3
4.4
4.5

Игры с разнообразными
движениями и пением
Хороводные игры
Народные игры

2 раза в неделю

10-15 минут

3 раза в неделю
2 раза в неделю

10-15 минут
10-15 минут

Центр сюжетно-ролевых игр - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница»,
«Парикмахерская», «Гараж» ,игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.
Центр книги детская художественная литература в
соответствии с возрастом детей, тематические выставки, набор алгоритмов для
составления рассказов, портреты писателей и поэтов, иллюстрации «Герои сказок»,
дидактические игры по развитию речи:
«Чьи детки?», «Кто как кричит?», «Когда это бывает»
Центр театра – - ширма и предметы декорации, , подборка сюжетных картинок
Различные виды театров (в соответствии с
возрастом), шапочки, маски.
Центр музыки Уголок музыкальных инструментов
Центр познания, конструирования- Дидактические игры, пазлы, головоломки,
мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы различных видов, крупный
и мелкий строительный материал.
Центр двигательной активности Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли)
для спортивных и подвижных игр.
Центр изо деятельности - Книжки-раскраски с познавательными элементами,
пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки,
Природный уголок –календарь природы ,
комнатные растения, природный и бросовый материал, литература природоведческого
содержания, лейки, аквариум с рыбками, муляжи овощей и фруктов.
Центр опытно-исследовательский- лупа, желуди, шишки, различные виды семян.
Центр ПДД- различные виды транспорта, макет светофора, дорожные знаки, руль,
плакаты, литература о правилах дорожного движения, лэпбук «Светофорчик»,

Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
2. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений:
Конспекты занятий: 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5
лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Колдина Д.Н. Лепка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и
доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
5. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с
детьми 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
20

7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
8. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе
детского сада. Конспекты занятий.— М.: Мозаика-Синтез, 2006.
9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические
рекомендации: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
10. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
1981.
11. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с
детьми 4-5 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5 лет. –
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
13. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет/ Под
ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
14. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Средняя группа. 4-5 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
15. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного
воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».