Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Домисоль-ка"

Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
по направлению художественная деятельность (эстрадный вокал) «Домисоль-ка»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования
Исакова Инна Исаковна.
Организация-исполнитель: МБДОУ детский сад № 43 «Дюймовочка» г. Моздока
Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул. Кирова,12, тел: 8(86736) 3-25-13
Электронная почта: duymovochka43@mail.ru
Программа реализуется в МБДОУ детском саду № 43 «Дюймовочка» г. Моздока
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и
радостным, развивать певческие способности детей в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие
и игровые технологии.
Направленность программы: художественная
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный

ВВЕДЕНИЕ
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и
играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического
развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для
формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный
инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от
голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда
особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое,
поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с
задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его
естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого
внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского
певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровье
сберегающих технологий в процесс певческой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только
сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
Здоровье сберегающие технологии, используемые в непосредственно
образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать
музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и
являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а
также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством
поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности
являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и
навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю,
чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в
самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих
способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования, здоровье
сберегающих и игровых технологий разработана данная программа.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020№
304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; далее 273
ФЗ;
- Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196»;
- Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
- Устав
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 43 «Дюймовочка» г. Моздока
Республики Северная Осетия-Алания и с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
обучающихся
на
занятиях
естественнонаучной направленности и спецификой работы учреждения.
Новизна Программы заключается в реализации
здоровье
сберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной
деятельности.
Программа дополнительного образования разработана с учётом
программ:
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С.
Комарова, М.А. Васильева);
• Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.;
• Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы
детском саду: занятия, игры, упражнения;

•
•
•
•
•

Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ;
Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.

Актуальность Программа направлена на развитие у воспитанников
ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского
мастерства.
Программа вокального кружка «Домисоль-ка» в условиях
дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей
пению в возрасте 5-6 лет и рассчитана на 1 год. В ходе реализации
программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и
индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив принимаются все
желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными
данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое
развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному
направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только
вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и
классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении
музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут
привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах,
фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены,
прежде
всего,
возрастными
возможностями
дошкольников
в
воспроизведении вокального материала.
Цель Программы: Сделать процесс обучения детей пению
увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в
условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя
здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Обучающие
•
Обучить навыкам бережного отношения к своему
здоровью, охране голоса;
•
Углубить знания детей в области музыки: классической,
народной, эстрадной;
•
Обучить детей вокальным навыкам;
•
Привить навыки сценического поведения.
Развивающие


Развивать музыкально-эстетический вкус;

Развивать певческий
голос
и
вокально-слуховую
координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие
технологии;

Расширять диапазон певческого голоса;

Развивать
звуковую
культуру
речи,
умственные
способности.
Воспитательные

Воспитывать
нравственно-коммуникативные
качества
личности дошкольника;

Формировать музыкальную культуру;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оздоровительные


Укреплять физическое и психическое здоровье через
здоровье сберегающие технологии;

Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения
соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.


Основные принципы обучения пению
Программа соответствует следующим принципам:
1.
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель
в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь
к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У
детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.
Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке,
объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми
соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
3.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности:
в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно
переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.
Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль
играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое
восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств:
зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.
Принцип сознательности: сознательность тесно связана с
умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью
песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности
детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.
Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое
время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение

песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы
нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто
механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут при наличии сменной
игровой деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка
проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30
минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. В
течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в
концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
Количество детей в группе: 15 человек.
Формы занятий.
• Коллективная работа;
• Индивидуальная работа;
• Беседа;
• Распевание по голосам;
• Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
• Дыхательная звуковая гимнастика;
• Артикуляционные упражнения;
• Музыкально-дидактические игры и упражнения;
• Концертные выступления;
• Участие в творческих конкурсах различного уровня.
Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определённых результатов.
Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную
работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического
чувства включает решению следующих задач:
1. Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».
Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи
расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать

несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать.
На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В
певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы
всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется
живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра.
Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей,
которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки
дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию
певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать
дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох
через нос стимулирует использование при голосообразовании головного
резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что
способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен
пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится
почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать
вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое
значение, предохранение от заболевания среднего уха,
которое
вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и более
или менее продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания.
Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно
глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к
неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука.
Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям
петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

3. Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного
формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым
и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя
челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой.
Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата,
освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости
звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная
полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на
«а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что
способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также
наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении.
Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать
работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается
и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания
других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти
от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается
мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять
использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного
«й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача – научить детей связному и отчётливому исполнению
гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка,
губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц»
невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от
верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при
активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные
оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков
связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -

искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от
основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением
звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде
чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей
исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения,
начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума
затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины
диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно
в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,
исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым
звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в
песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано
педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению
таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать
детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения,
распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в
песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с
помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного
материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную
тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения.
Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием
основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных
упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к
слаженному артикулированнию. Чувство ансамбля воспитывается путём

одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре,
дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять
свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным
возможностям. Необходимо учить детей правильно вести себя на сцене. С
помощью пантомимических упражнений развиваются артистические
способности детей.
Структура
деятельности

непосредственно-образовательной

•
•
•
•

Музыкально-коммуникативная игра-приветствие
Музыкотерапия
Музыкально-дидактические игры
Распевание (подготовка голосового аппарата ребёнка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений)
• Работа над разучиванием песенного репертуара (работа над чистотой
интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по
фразам, динамическими оттенками)
• Песенное творчество
Предполагаемы результаты:
• Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в
импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
• Петь без напряжения, плавно, лёгким звуком; произносить отчётливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в
сопровождении музыкального инструмента;
• Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения;
• Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их
выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя,
замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные
её отрезки с аккомпанементом;
• Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
• Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
• Активно участвовать в выполнении творческих заданий.

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Должен уметь:
- заинтересованно слушать
песню, чувствовать её характер
и настроение;
- петь несложные песни в
удобном диапазоне, исполнять
их выразительно и музыкально,
правильно передавать
мелодию;
- сохранять правильное
положение корпуса при пении,
свободно артикулируя,
правильно распределяя
дыхание;
- петь индивидуально и
коллективно, с
сопровождением и без него.

Должен знать:
- многие исполняемые любимые песни,
выученные в течение года.
Должен уметь:
- петь самостоятельно, эмоциональновыразительно, с музыкальным
сопровождением и без него;
- различать в песнях вступление, припев,
запев, проигрыш, заключение
-петь по руке дирижёра;
- самостоятельно импровизировать
мелодии на заданную тему.
Должен владеть:
- певческими умениями и навыками
(звукообразование, звуковедение,
точность интонирования, певческая
дикция, правильное дыхание).
Должен иметь представление:
- о различных видах песни;
- об истоках народной песни;
- о специальных терминах, связанных с
певческой деятельностью.

Национальнорегиональный
компонент
Должен знать:
- песни
осетинских
композиторов,
понимать их
содержание.
Должен
уметь:
выразительно
исполнять
песни на
осетинском
языке.

1. Учебный план
№

Разделы программы

занятий
1

2-3

4-5

Вводное занятие.
Основы развития
музыкальности
(музыкотерапия)
Воспитывать интерес и любовь к
музыке, потребность слушать
муз. произведения, воспитывать
культуру
слушания,
формировать муз. вкус,
развивать муз. память.
Способствовать
развитию
мышления, фантазии, памяти,
слуха. Развивать музыкальноэстетическое восприятие песен
народного,
классического,
современного репертуара.

Количество часов
Всего

Теория

1
7

1
2

5

2

1

1

2

Практика

2

Количество
занятий
1
Всего: 7

6-7

8

Учить различать народную и
авторскую музыку, развивать
муз.слух.
Прививать
детям
любовь к народному творчеству.
Итоговое занятие

15-16

17
18-21
22-23
24-25
26-27

28-30

31-33
34

35-36

2

1
6

1
2

4

Развивать музыкальный слух,
певческий голос.

6

2

4

Основы развития певческих
умений и навыков
Формировать у детей певческие
умения и навыки (певческую
установку, вокальные и хоровые
навыки). Упражнять в развитии
дикции, артикуляции.
Развивать певческое дыхание.
Учить петь по руке дирижёра.
Упражнять в правильном
звукообразовании
Основы развития певческих
умений и навыков
Учить
петь
выразительно,
эмоционально
передавая
поэтический смысл текста.
Учить
петь
коллективно,
индивидуально, по подгруппам, с
музыкальным сопровождением и
без него.
Основы развития песенного
творчества.
Активизировать
воображение
при восприятии и исполнении
песни.

13

5

8

2

1

1

Основы развития
музыкального слуха и голоса

9-14

2

1
4

2

2

2

1

1

2

2
1

1

9

2

7

3

1

2

Стимулировать песенное
творчество, формировать
способы импровизации мелодии.
Развивать воображение,
фантазию, творческие
способности.

3

1

2

1

1

Итоги

2

2

Летний период с 01.06. по 30.06.

Всего: 13

1

2

ВСЕГО:

Всего: 6

36

11

4

4

25

Всего: 9

36

Всего часов:

40

40

Общее количество часов:

40

40

II. Учебно-тематический план
№

Темы заданий

Всего
часов

п/п
1.

Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка»

1

2.

Артикуляционная
«Шаловливый язычок
Песня «Про папу»

1

3.

гимнастика

Теоретических

Практических

1

0,5

0,5

1

1

4.

Музыкально-дидактическая игра
«Лесенка-чудесенка»

1

1

5.

Песня «Раз - ладошка»

1

1

6.

Музыкально-дидактическая
игры:
«Прогулка»
Упражнение на дыхание «Восход –
рассвет»

1

8.

Хоровод «Веснянка»

1

9.

Распевка «Жучка и кот»

1

0,5

0,5

10.

Упражнение на дыхание «Большой
животик»

1

0,5

0,5

11.

Песня «Осенняя прогулка»

1

0,5

0,5

12.

Упражнение на дыхание «Удивлялки»

1

0,5

0,5

13.

Упражнение на дыхание «Ниточка».

1

1

14.

Упражнение на дыхание «Бросаем мяч»

1

1

15.

Распевки: «Зайка», «Андрей-воробей»

1

1

16.

1

1

1

1

1

1

1

1

20.

Импровизация попевок «Зайка, зайка, где
бывал?»
Музыкально-дидактическая
игры:
«Рассказ музыкального инструмента»
Музыкально-дидактическая игры: «Узнай
по голосу
Импровизация попевок «Как тебя зовут?»;
«Спой радостно, грустно, с удивлением и
т.п.»; «Вопрос – ответ».
Распевки: «Бубенчики», «Горошина»

1

1

21.

Песня «Матрёшки»

1

1

7.

17.
18.
19.

1

1

1

23.

Упражнения для горла: «Лошадка»,
Ворона», «Змеиный язычок»
Распевки «Вальс», «Вверх, вниз»

1

1

24.

Песня «Под Новый год»

1

1

25.

Песенные импровизации «Как гудит
пароход?»; «Как летит самолёт?»
Упражнение на дыхание «Песня ветра»,
«Песня волка».

1

1

1

1

27.

Фонопедическое упражнение «Снежинка»

1

0,75

0,25

28.

Игра с пением «Метелица»

1

0,25

0,75

29.

Артикуляционная гимнастика
парохода», «Трактор»
Музыкально-дидактическая
«Музыкальный телефон»

«Гудок

1

0,75

0,25

игра

1

22.

26.

30.

1

31.

Песня «Раз - ладошка»

1

32.

Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальное лото»

1

0,5

0,5

33.

Песня «Веселая капель»

1

0,5

0,5

34.

Упражнение на дыхание «Шапка»

1

1

35.

Музыкальная игра «Времена года в цвете
и звуке»
Музыкальная игра «Мелодическое эхо»

1

1

1

1

36.

Содержание программы
Занятия при планировании делятся на блоки, которые строятся в
соответствии с уровнем готовности учащихся к постановке и реализации
музыкально-творческих задач.
Перечень блоков:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Восприятие музыки.
3. Музыкально-ритмические движения.
4. Игровые и творческие задания.
5. Концертная деятельность.

Обучение ведётся преимущественно в игровой форме. Основные игры обучающие направлены на развитие:
 Звук высотного интонирования
 Дыхания
 Ладового чувства
 Артикуляции и дикции
 Ритмического чувства
 Наблюдательности, внимания
 Мышления
 Фантазии, воображения
 Речи
 Координации движений
 Творческих способностей
 Артистизма
Формы и методы работы:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка,
занятие-репетиция
–
на
которых
отрабатываются концертные номера, закладываются основы сценической
культуры, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Концертная деятельность – участие в концертах, праздниках,
конкурсах, фестивалях.
Структура практического занятия:
1. Вводная часть.
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата
ребёнка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (разучивание
и выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастик, музыкальнодидактические игры, распеки, интонационно-фонетические упражнения,
скороговорки, чисто говорки, упражнения для распевания).
Знакомство и работа над песенным репертуаром. Пауза 1-2 минуты.

2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по
нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Исполнение песни целиком или выученного фрагмента. Пение с
движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над
выразительным
артистичным исполнением. Игра.
Методы вокальной педагогики:
Концентрический метод направлен на формирование вокальных
навыков.
Фонетический метод направлен на настройку певческого голоса на
правильное звукообразование, а также на его исправление.
Объяснительно – иллюстративный метод с репродуктивным, при
котором дети, подражая, воспроизводят услышанное.
Метод мысленного пения направлен на развитие музыкально –
слуховых представлений. Метод учит внутренней сосредоточенности,
предохраняет голос от переутомления.
Метод сравнительного анализа, при котором сравниваются
различные образы звучания голоса, дети учатся отличать правильное
звукообразование от неправильного, учатся оценивать собственное
исполнение, при этом формируется навык самоконтроля.
Фонопедический метод В.В. Емельянова заключается в
использовании доступных упражнений, адаптированных к особенностям
детского восприятия и физиологическим возможностям голосового аппарата
дошкольников.
Прочность усвоения детьми песенного материала, положительная
результативность полностью зависит от богатства и разнообразия не только
методов, но и приёмов.
Приёмы развития вокально-певческих навыков:
Быстрый темп. Максимальное использование методических
приемов в быстром темпе активизирует детей, приносит разнообразие и
живой отклик.
Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ
музыкального руководителя, разъясняют смысл содержание песни.
Постепенное усложнение заданий. Задания для детей постепенно
усложняются, пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют
детям огромное удовольствие.

Поочередное пение. Большую пользу детям приносит игровое
упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка,
солиста и группы, нескольких групп).
Музыкально-ритмические
игры.
Объединяют
все
виды
музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на
музыкальных инструментах. В доступной игровой форме дети разбираются в
соотношении звуков по высоте, у них развивается чувство ритма, тембровый
и динамический слух.
Вокально–двигательная гимнастика. Цикл попевок с определённым
фонематическим составом позволяет работать над дыханием, фразировкой,
дикцией и артикуляцией, способствует своевременному и качественному
развитию речи детей дошкольного возраста.
Пение по руке. Рука – нотный стан. Систематические упражнения с
ручными знаками и пение по руке интенсивно развивают координацию
между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха.
Дыхательные упражнения. Во всех возрастных группах
неотъемлемой частью занятия является дыхательная гимнастика, которая
помогает детям восстановить дыхание, расслабиться.
Развитие дикции. Большую роль в работе над дикцией играют
скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных
звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц
(подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных
звуков, выправляют речь. Для выработки навыка выразительной дикции
рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики,
скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.
Игровой самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа, в
игровой форме дети проговаривают все свои движения чистоговорками,
получая радость и хорошее настроение.
Привнесение игровых моментов. Включение игровых моментов в
пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей
соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха,
раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».
Использование игрушек, картин, образных упражнений украшают
образовательную деятельность, делают её более продуктивной, повышают
активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания,
полученные ранее.
Приобретение детьми теоретических знаний. Для формирования
устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знакомим их с
основными понятиями хорового и вокального исполнения, даём
представление о строении голосового аппарата, о бережном отношении к
своему голосу.

Оценка качества. Оценка детского исполнения песни зависит от
возраста детей, подготовленности. Необходимо поощрять детей, вселять в
них уверенность, осуществлять индивидуальный подход к ребенку при
обучении пению. К каждому ребенку подбирается свой путь воздействия.
Исполнительская деятельность. Потребность в пении, и в
выступлениях. Эти и другие приемы, такие как вопросно-ответная форма или
задание закончить мелодию, начало которой спел взрослый, помогают
активизировать внутренний слух, развить творческое начало.
Охрана детского голоса. Детский голос обладает особыми
качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые
связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и
особое звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей
емкости, поэтому сила голоса ограничена. Чрезмерно громкое пение
гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее напряжение
голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает
неприятный горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение,
крик не только портят голосовые связки, но и понижают слух. Большинство
песен для детского сада соответствуют диапазону голоса детей дошкольного
возраста. Но часто дети начинают петь взрослые песни, и, хотя это нравится
родителям, ребёнку это наносит большой вред. Он не может проникнуть в
смысл и содержание песни, поэтому вместо выразительного исполнения,
наблюдается кривляние или попытка неумелого подражания. При таком
пении не только портится художественный вкус ребёнка, но и наносится вред
голосовому аппарату.
Нужно удерживать детей от громкого пения; следить, чтобы в
повседневной жизни дети не кричали, не визжали; не пели на улице при
температуре воздуха ниже +18 С и влажности выше 40-60%.
Разучивание песни проходит в три этапа:
Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать
его как стихотворение, спеть без сопровождения)
Работа над вокальными и хоровыми навыками;
Проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по
одному, пение хором).
Приёмы работы над отдельным произведением:
Пение песни с полузакрытым ртом;
Пение песни на определенный слог («ля», «да», «бом» и т.д);
Проговаривание согласных в конце слова;
Произношение слов шепотом в ритме песни;
Выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
Настроиться перед началом пения (точное вступление на первый
звук);

Задержаться на отдельном звуке для уточнения правильности
интонирования;
Анализ направления мелодии;
Использование элементов дирижирования;
Пение без сопровождения;
Зрительная, моторная наглядность.
Методические приёмы по пению:
Пение вслух, про себя (по куплетам).
«Эхо» (тихо – громко).
«Цепочка» (поочерёдное пение).
Хлопаем и маршируем.
Найти попевку по карточкам.
Пение с закрытым ртом.
Пение на распев слогов.
Поём первый звук («настройщик»).
«М» с переходом на «а».
Пение по сигналу (флажок – цветок).
Пение «по секрету» (шопотом).
Игра «хор и дирижер».
«Часики – ходики» (хлоп – топ).
Использование элементов дирижирования. Показ
карточек с положением губ.
«Музыкальная лесенка».
Скороговорки («Барабан», «Уточка» др.).
Пение «a capella».
Сольное и ансамблевое пение.
Оценка качества детского исполнения песни.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной реализации данной Программы необходимо
материально-техническое обеспечение:
1.
Звук изолированное помещение – музыкальный зал;
2.
Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано,
музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование,
микрофоны, CD-диски;
3.
Наличие
музыкальной
литературы
для
педагога:
методическая, учебная, познавательная;
4.
Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты
композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и
пособия, детские музыкальные инструменты;
5.
Соблюдение техники безопасности;
6.
Сценические костюмы, необходимые для создания образа и
становления маленького артиста.

Список литературы.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С.
Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
2. Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.
Методические пособия:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
2. Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.
3. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»,
М., Просвещение, 1989г
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.
5. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый
уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера,
2004г
7. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство
«Музыкальная палитра», 2008г.
8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей, Ярославль.
1997г.
9. Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса у детей 6 – 7 лет, М., 1988 г.
10. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград,
изд."Учитель", 2009г.
11. Радынова О.П.
Музыкальное воспитание дошкольников, М.:
Издательский центр «Академия», 2000г.
12. Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества
старших дошкольников, Волгоград, 2009г.
13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М.,
Издательство ''Прометей'', 1992г.
14. Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/
«Музыкальный руководитель» №1-2005г.
15. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство
АСТ», 200


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».