Рабочая программа Первая младшая группа 2024-2025г.г.

1

Содержание
I. Базовая часть
Планируемые результаты освоения Программы

3

Содержание работы по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие

4

Познавательное развитие

6

Речевое развитие

8

Художественно-эстетическое развитие

10

Физическое развитие

17

II. Часть, формируемая участниками ОО

20

Список методической литературы
Нормативное сопровождение

21
21

2

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2-3 года)
ФИО воспитателей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
ФИО специалистов:
Музыкальный руководитель: ______________________________________________________________
Инструктор физкультуры: ________________________________________________________________

Базовая часть ОП:
Планируемые результаты:













у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым
простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием
играет в подвижные игры;
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им; играет рядом;
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой
последовательности продвигаться к цели;
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение;
может обращаться с вопросами и просьбами;
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них;
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях; ребёнок
осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности; свое
имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
3







ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за больным» и другое), воспроизводит не только их
последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель («Я
буду лечить куклу»).

Содержание работы по образовательным областям:
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать эмоционально-положительное
состояние детей в период адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям помощи,
заботы, участия;
• формировать элементарные представления о
людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления
ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
близких членах семьи.

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал
и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку
основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание
ребёнка называть и различать основные действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами,
интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие
эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие
закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на
картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи:
детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей
узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены
семьи могут заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
4

группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство группы,
назначение каждого помещения, его наполнение, помогает детям
ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует
правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо»,
«пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в
процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и
самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов».
• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность
в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям
о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание
колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям
России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде
и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества,
умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком
опыта милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных
5

Познавательное
развитие

сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
1)
развивать разные виды восприятия: 1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
зрительного,
слухового,
осязательного, • педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение
вкусового, обонятельного;
предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку
2)
развивать
наглядно-действенное по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет
мышление в процессе решения познавательных освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов,
практических задач;
изменении способа их расположения, количества; на действия переливания,
3)
совершенствовать
обследовательские пересыпания. Проводит игры- занятия с использованием предметов-орудий:
действия: выделение цвета, формы, величины сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей с водой или
как особых признаков предметов, поощрять без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке
сравнение предметов между собой по этим магнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
признакам и количеству, использовать один игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
предмет в качестве образца, подбирая пары, втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
группы;
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для
4)
формировать у детей простейшие использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
представления о геометрических фигурах, бытовой деятельности с целью решения практических задач;
величине и количестве предметов на основе • педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
чувственного познания;
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных
5)
развивать
первоначальные пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
представления о себе и близких людях, различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических формэмоционально-положительное отношение к вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением
членам семьи и людям ближайшего окружения, рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих
о деятельности взрослых;
различный размер предметов, их цвет и форму. В ходе проведения с детьми
6)
расширять представления о населенном дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы
пункте, в котором живет ребёнок, его обследования формы предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение,
достопримечательностях,
эмоционально сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в
откликаться на праздничное убранство дома, достижении результата познавательных действий.
ДОО;
2)
Математические представления:
7)
организовывать
взаимодействие
и педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
знакомить с животными и растениями формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о
ближайшего окружения, их названиями, шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по
строением и отличительными особенностями, образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди
некоторыми объектами неживой природы;
двух предметов при условии резких различий: большой и маленький,
8)
развивать способность наблюдать за длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает интерес детей к
явлениями природы, воспитывать бережное количественной стороне различных групп предметов (много и много, много
6

отношение к животным и растениям.

Речевое развитие

и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их
с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит
кашу, шофер водит машину, доктор лечит); развивает представления о себе
(о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике
человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки,
ноги, лицо; на лице - глаза, нос, рот и так далее); о его физических и
эмоциональных состояниях (проголодался - насытился, устал - отдохнул;
намочил - вытер; заплакал - засмеялся и так далее); о деятельности близких
ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра
рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за
компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их
назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда),
игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и
направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления
природы, которые доступны для непосредственного восприятия.
Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах
(особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения),
о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их
характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает
внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце,
небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,
радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию
народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);
• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта
действий по сохранению природы.
1) Формирование словаря:
7

развивать понимание речи и активизировать
словарь. Формировать у детей умение по
словесному указанию педагога находить
предметы, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения
животных.
Обогащать
словарь
детей
существительными,
глаголами,
прилагательными, наречиями и формировать
умение использовать данные слова в речи.

педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
(«Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать
действия людей и движения животных; активизирует словарь детей:
существительными, обозначающими названия транспортных средств,
частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их
детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать),
взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину,
цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у
детей названия предметов и действий с предметами, некоторых
особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и
собственных действий; имена близких людей, имена детей группы;
обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих
ребёнка взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять детей в правильном произношении педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно
гласных и согласных звуков, звукоподражаний, произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей
отельных слов. Формировать правильное характерно физиологическое смягчение практически всех согласных
произношение звукоподражательных слов в звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова,
разном темпе, с разной силой голоса.
которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей
использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова,
формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое
отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и
невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать
существительные и местоимения с глаголами, большинство
основных
грамматических
категорий:
окончаний
составлять фразы из 3-4 слов.
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет
словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли
посредством трех-, четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать развивать у детей умения • педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
понимать речь педагога, отвечать на вопросы; нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться
рассказывать
об
окружающем
в
2-4 в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать
предложениях.
обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей
8

проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в
контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления,
используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения,
реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств,
отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы
простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к
группе детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение использовать инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать Примерный перечень художественной литературы
небольшие по объему потешки, сказки и • Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком лиса с
рассказы с наглядным сопровождением (и без кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и люди спят»,
него);
«Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет коза рогатая»,
• побуждать договаривать и произносить «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонька-мурысонька...», «Наша
четверостишия уже известных ребёнку стихов Маша маленька...», «Наши уточки с утра», «Огуречик, огуречик...», «Ой дуи песенок, воспроизводить игровые действия, ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Поехали, поехали», «Пошел котик
движения персонажей;
на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...»,
• поощрять отклик на ритм и мелодичность «Чики, чики, кички...».
стихотворений, потешек; формировать умение • Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы), «Как
в процессе чтения произведения повторять коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и лиса»
звуковые жесты;
(обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша и
•
развивать
умение
произносить медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.
звукоподражания, связанные с содержанием Толстого).
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, • Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с
на вопросы по содержанию прочитанных молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три веселых
произведений;
братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И.
•
побуждать
рассматривать
книги
и Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер. и обраб. С.
иллюстрации
вместе
с
педагогом
и Могилевской и Л. Зориной).
самостоятельно;
• Произведения поэтов и писателей России.
• развивать восприятие вопросительных и
 Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
восклицательных интонаций художественного
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
произведения.
«Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
9

Художественно-

«Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из стихотворения
«Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.), «Мчится поезд»; Пикулева
Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Плещеев А.Н.
«Травка зеленеет...»; Саконская Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир
Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И. «Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
 Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу» (из
книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский
сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М. «Земляничка»;
Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»; Сутеев В.Г. «Кто
сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М. «Кубик на кубик»,
«Впереди всех», «Волк» (рассказы по выбору); Толстой J1.H. «Три
медведя», «Косточка»; Ушинский К.Д. «Васька», «Петушок с
семьей», «Уточки» (рассказы по выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (13 рассказа по выбору), «Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-га-га!»,
пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон», пер. М.
Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с арм. Т.
Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького Бобо. Истории
в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская; Эрик К. «Очень
голодная гусеница».
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на
правильном, богатом, образном языке).
1)
приобщение к искусству:

10

эстетическое
развитие

• развивать у детей художественное восприятие
(смотреть, слушать и испытывать радость) в
процессе ознакомления с произведениями
музыкального, изобразительного искусства,
природой;
• интерес, внимание, любознательность,
стремление к эмоциональному отклику детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
и
явлений
окружающей
действительности;
• развивать отзывчивость на доступное
понимание произведений искусства, интерес к
музыке
(в
процессе
прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания
и
восприятия
красоты
иллюстраций, рисунков, изделии декоративноприкладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия
доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
2)
• воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно со
взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные эмоции на
предложение нарисовать, слепить;
• научить правильно держать карандаш, кисть;

Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей
произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными
игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает внимание
детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их форму,
цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и
отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной и
музыкальной деятельности.
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
«Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».

изобразительная деятельность:
1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения формы
предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
побуждает, поощряет и подводит детей к изображению знакомых
предметов, предоставляя им свободу выбора;
11

• развивать сенсорные основы изобразительной
деятельности: восприятие предмета разной
формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик детей
на отдельные эстетические свойства и качества
предметов
в
процессе
рассматривания
игрушек, природных объектов, предметов
быта, произведений искусства;

• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер)
оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом
карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за движением
карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над тем,
что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости от
штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает детей
к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к
осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен,
форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой
формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит
держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску,
прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами; педагог
учит детей отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки
и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;
соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко,
бараночка, колесо и так далее); педагог учит раскатывать комочек глины
круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой
формы (шарик, яблоко, ягода и другие), сплющивать комочек между
ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в
12

3)
• знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр),
с
вариантами
расположения
строительных форм на плоскости;
• развивать интерес к конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

4)
• воспитывать интерес к музыке, желание
слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать;

середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять
две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или
грибок), два шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей
класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную
заранее подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей
пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и тому
подобное). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит
детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с
взрослым конструировать башенки, домики, машины. В летнее время
педагог развивает интерес у детей к строительным играм с использованием
природного материала (песок, вода, желуди, камешки и тому подобное).
музыкальная деятельность:
1)
Слушание:
педагог учит детей внимательно Примерный перечень музыкальных
слушать спокойные и бодрые песни, произведений.
музыкальные
пьесы
разного • Слушание. «Наша погремушка»,
характера, понимать, о чем (о ком) муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
поется, и эмоционально реагировать «Весною», «Осенью», муз. С.
на содержание; учит детей различать Майкапара; «Цветики», муз. В.
звуки по высоте (высокое и низкое Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот
звучание колокольчика, фортепьяно, как мы умеем», «Марш и бег», муз.
металлофона).
Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка» (к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Микита», белорус,
нар. мелодия, обраб. С. Полонского;
«Пляска с платочком», муз. Е.
13

Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб.
Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича,
сл. С. Прокофьевой.
•
Рассказы
с
музыкальными
иллюстрациями. «Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная прогулка»,
муз. А. Александрова.
2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.

Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия, обраб.
В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия;
«Птичка»,
муз.
М.
Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз.
А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной;
«Колокольчик», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,
муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог
развивает
у
детей Примерный перечень музыкальных
эмоциональность
и
образность произведений.
восприятия музыки через движения; •
Музыкально-ритмические
продолжает формировать у детей движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
способность
воспринимать
и Макшанцевой;
«Воробушки»,
воспроизводить
движения, «Погремушка,
попляши»,
14

5)
• пробуждать интерес к театрализованной игре
путем первого опыта общения с персонажем
(кукла Катя показывает концерт), расширения
контактов со взрослым (бабушка приглашает
на деревенский двор);
• побуждать детей отзываться на игрыдействия со звуками (живой и неживой
природы), подражать движениям животных и
птиц под музыку, под звучащее слово (в
произведениях малых фольклорных форм);
•
способствовать
проявлению
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
заводных
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно реагировать на них;
• способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического

показываемые взрослым (хлопать, «Колокольчик», «Погуляем», муз. И.
притопывать ногой, полуприседать, Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как
совершать повороты кистей рук и мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл.
так далее); учит детей начинать Н. Френкель.
движение с началом музыки и • Музыкальные забавы. «Из-за леса,
заканчивать с её окончанием; из-за гор», Т. Казакова; «Котик и
передавать образы (птичка летает, козлик», муз. Ц. Кюи.
зайка прыгает, мишка косолапый • Инсценирование песен. «Кошка и
идет);
педагог
совершенствует котенок», муз. М. Красева, сл. О.
умение ходить и бегать (на носках, Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
тихо; высоко и низко поднимая Левиной; Компанейца.
ноги; прямым галопом), выполнять
плясовые
движения
в
кругу,
врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или
содержания песни.
театрализованная деятельность:
Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает
условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием
действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных
силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать
характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),
передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом,
движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных кукол. Учит
сопровождать движения простой песенкой. Педагог поощряет у детей
желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так
далее) и атрибутами как внешними символами роли.

15

восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).

6) культурно-досуговая деятельность:
• создавать эмоционально-положительный Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО для
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
чувства комфортности, уюта и защищенности; формирует у детей умение самостоятельной работы детей с
формировать умение самостоятельной работы художественными материалами. Привлекает детей к посильному участию в
детей с художественными материалами;
играх с пением, театрализованных представлениях (кукольный театр;
• привлекать детей к посильному участию в инсценирование русских народных сказок), забавах, развлечениях
играх,
театрализованных представлениях, (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает умение следить за
забавах, развлечениях и праздниках;
действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.
• развивать умение следить за действиями Формирует навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
игрушек,
сказочных
героев,
адекватно
реагировать на них;
• формировать навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира
(природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с
возрастными особенностями);
16

Физическое
развитие

• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и
внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой
деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его
освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и
взрослыми).
• обогащать двигательный опыт детей, помогая Педагог
формирует
умение
выполнять
основные
движения,
осваивать упражнения основной гимнастики: общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
основные движения (бросание, катание, ловля, формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки), физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
общеразвивающие и музыкально-ритмические развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
упражнения;
координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог
•
развивать
психофизические
качества, побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
равновесие и ориентировку в пространстве;
согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
• поддерживать у детей желание играть в деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и страховку,
подвижные игры вместе с педагогом в поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной гигиены и
небольших подгруппах;
проявлять культурно-гигиенические навыки.
• формировать интерес и положительное 1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и
отношение
к
выполнению
физических строевые упражнения).
упражнений,
совместным
двигательным • Основные движения:
действиям;
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
• укреплять здоровье детей средствами прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
физического
воспитания,
формировать (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
культурно-гигиенические навыки и навыки передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
самообслуживания, приобщая к здоровому снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль с
образу жизни.
расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча через
сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м; ловля мяча,
брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до погремушки
(флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске, лежащей на полу,
по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20-30 см; по
17

гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40 см); влезание на
лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,
палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным шагом
вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек, ленточка
и другие); врассыпную и в заданном направлении; между предметами; по
кругу по одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с
места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15 см;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 2-3
м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по
гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота 10-15
см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями; подъем без
помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с положением рук в
стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления движения, предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад, за
спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед собой,
над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя и
лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения лежа на
спине;
18

• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,
приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых упражнений;
педагог показывает детям и выполняет вместе с ними: хлопки в ладоши под
музыку, хлопки с одновременным притопыванием, приседание «пружинка»,
приставные шаги вперед-назад, кружение на носочках, имитационные
упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с детьми
упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми обручами,
кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей
желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с
включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия для
развития выразительности движений в имитационных упражнениях и
сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки, как
цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог формирует у
детей полезные привычки и элементарные культурно-гигиенические
навыки при приеме пищи, уходе за собой (самостоятельно и правильно
мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета, чистить зубы,
пользоваться предметами личной гигиены); поощряет умения замечать
нарушения правил гигиены, оценивать свой внешний вид, приводить в
порядок одежду; способствует формированию положительного отношения
к закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических
упражнений.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение
детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического,
духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
19

играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных
качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития;
• формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.

Часть, формируемая участниками ОО 1
Цель:
 Обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
 Создать условия развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Задачи:
 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
 создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром;
 формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
20

 формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
физиологическим особенностям детей;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
 Планируемые результаты: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;

 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов
(ложки, расчески,карандаша) и умеет пользоваться ими.
 владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание).



21

2. Содержательный раздел
2.1. Планирование образовательной деятельности
Базовый вид деятельности
Физическая
культура
в
помещении
Познавательное развитие
Развитие речи
Лепка
Рисование
Музыка
ФЭМП
ИТОГО:

Количество занятий
2 занятия
1 занятия
2 занятия
1 занятие
1 занятие
2 занятия
1 занятие
10 занятий

2.2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Утренняя гимнастика
Физическая культура на прогулке
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении
режимных моментов
Базовый вид деятельности
Чтение художественной литературы
Национально–региональный компонент
Прогулки
Самостоятельная деятельность детей в
центрах (уголках) развития

22

ежедневно
еженедельно, в среду
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно

2.3 Планирование организованной образовательной деятельности
Дни недели Образовательная область.
Понедельник Первая половина дня.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Художественно – эстетическое развитие
(музыка).
Вторая половина дня.
Познавательно – исследовательская
деятельность
(ознакомление с окружающим).
Первая половина дня.
Речевое развитие.
Вторая половина дня.
Изобразительная деятельность
(лепка)
Первая половина дня.
Познавательное развитие (формирование
элементарных математических
представлений)
Вторая половина дня.
Физическая культура.
Первая половина дня.
Художественно – эстетическое развитие
(музыка).
Вторая половина дня.
Изобразительная деятельность
(рисование).
Первая половина дня.
Речевое развитие.

Время.
9.00 – 9.10

16.00 – 16.10
16.15 – 16.25

9.00 – 9.10
16.00 – 16.10
16.15 – 16.25
9.00 – 9.10
9.15 – 9.25

16.00 – 16.10

9.00 – 9.10

16.00 – 16.10
16.15 – 16.25

9.00 – 9.10
9.15 – 9.25

Вторая половина дня.
Физическая культура.

16.00 – 16.10

23

2.3 Тематика содержания образовательной деятельностив
первой младшей группе.
месяц
Сентябрь

Октябрь

№ недели
1
2
3
4
1
2
3
4

Тема недели
«Адаптация»
«Адаптация»
«Я в детском саду »
«Мои игрушки»
«Волшебница водица»
« Осень»
«Фрукты»
«Овощи»

1
2
3
4
1
2
3
4

«Я в мире человек»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Птицы»
«Зимушка-зима»
«Животные зимой»
«Зимние забавы
«Наступает Новый год»

Ноябрь

Декабрь

24

Январь

Февраль

Март

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Апрель

1
2
3
4
5

Май

1
2
3

3.

КАНИКУЛЫ
«Народная игрушка»
«В гостях у сказки»
«Безопасность»
«Транспорт»
«Предметы труда»
«Мой папа»
«Профессии»
«Моя мама»
«Весна »
«Живая неживая природа»
КАНИКУЛЫ
«Мой дом»
«Мебель»
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Посуда»
«Продукты питания»
«Насекомые»
«Растения»
«Кто живёт в воде»

Организационный раздел.
3.1. Материальнотехническое обеспечение Программы: наличие
необходимых условий для организации работы (игровая, спальня), оборудование
на территории ДОУ, площадка, игровое оборудование с учетом возрастных
особенностей детей;
использование физкультурного зала и имеющегося спортивного инвентаря
для проведения ежедневных физкультурных занятий по плану в ДОУ, прогулок
воспитанников детского сада;
наличие перспективного плана развития и укрепления учебноматериальной базы ДОУ.
3.2. Методические материалы, средства обучения и воспитания: игровые,
здоровьесберегающие технологии, технологии развивающих и дидактических
игр, демонстрационные и раздаточные материалы соответственно возрасту.

25

3.3. Режим дня
Режимные моменты
Прием детей, осмотр,
самостоятельная
деятельность
Утренняя
гимнастика
Подготовка к завтраку,
завтрак
Самостоятельная
деятельность
Организованная
образовательная
деятельность (по
подгруппам)
Подготовка к прогулке
Прогулка
Возвращение с прогулки,
самостоятельная
деятельность, подготовка к
обеду
Обед
Дневной сон
Постепенный подъем,
самостояте
льная
деятельнос
ть
Полдник
Самостоятельная
деятельность
Организованная
образова
тельная
деятельн
ость
Подготовка к
прогулке
Вечерняя прогулка,
уход домой

Время
7.30 - 8.00

8.00 -8.05
8.10 -8.30.
8.30.-9.00.
9.00.-9.10.
9.15 – 9.25
9.30 -10.00
10.00.-11.20.
11.20.-11.40

11.45.-12.20.
12.20.-15.00.
15.00.-15.15.

15.15.-15.30.
15.30.-16.00.
16.00.-16.10 .
16.15 – 16.25

16.25.-16.40.
16.30.-18.00.

26

3.4

Мероприятия по НРК

Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация регионального компонента, осуществляется через знакомство с
национально-культурными особенностями. Знакомясь с родным краем, его
достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в
определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях.
Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, родительский
уголок или папки «передвижки». Ежедневно информация закрепляется во всех
режимных моментах.
Перспективный план по национально-региональному компоненту
в 1 младшей группе.

Месяц

Форма работы

Цели

1. Беседа: «Детский сад»

Воспитывать у детей дружелюбное

27

Сентябрь

отношение к друг другу,
общаться, дружить.
2. Беседа: «Улица, на
которой расположен детский сад»

Дать понятие о том, что каждая
улица города имеет: название,
адрес - первоначальное понятие.

3. Чтение потешек: «Ладушки-ладушки,
где были у бабушки.

Знакомить детей с потешками
русского фольклора.

4. Конструирование: «Построй свой дом» Побуждать интерес к
конструированию. Развивать
(кто, где живет).
воображение, мышление,
фантазию.
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1. Беседа: Осень наступила»
Развивать у детей
Рассматривание альбома «Осень, осенняя интерес к осенней красоте
природы.
пора»
Чтение потешек: «Водичка, водичка»;
«Расти коса до пояса»

Продолжать знакомить с русским
фольклором.

3. Подвижная игра: «Солнышко и
дождик»

Увлекать детей подвижными
играми, физкультурой. Создавать
условия для физической разрядки
детей.

4.Наблюдение за работой дворника.

Формировать уважение к труду
взрослых, доброжелательное
отношение к сотрудникам
детского сада.

1 .Рассматривание иллюстраций про наше Развивать интерес к родному
село. Прогулка «Осень на участке
городу, краю, его природе.
детского сада»
2. Рисование «Моя улица»

Воспитывать гуманное чувство по
отношению к своему дому

3.Рассматривание народной игрушки
«Матрешка»

Воспитывать интерес к народному
быту и народно-прикладному
искусству.

4.Потешки и ладушки: «Наша уточка с
утра»- чтение, заучивание.

Продолжать знакомить
с народным фольклором, развивать
интерес.

1. Знакомство с народными
музыкальными инструментами.

Познакомить с бубном,
погремушкой, колокольчиком.
Вызвать желание взять в руки и
поиграть.

2.Чтение русской народной сказки
«Колобок»

Знакомить детей с русскими
сказками. Формировать интерес к
книгам.

3.Заучивание потешек: «Сорока-ворона»; Приучать детей слушать и
«Котя, котенька, коток»; «Кошка мурка». запоминать.
28

4.ПДД «Безопасность на дороге» - игровая Формировать основы безопасности
ситуация с героем сказки.
поведения на дорогах.
Январь

Февраль

1. Беседа: «Кто живет в степи»,(волк, заяц, Дать детям представление о
лиса)
животных нашей местности.
2. Зимующие птицы нашей местности.

Познакомить детей с зимующими
птицами, нашей полосы,
местности.

3.Чтение, заучивание потешек-ладушек:
«Сорока-ворона»

Приучать детей к слушанию,
воспитывать усидчивость.

4.Кукольный театр: «Рукавичка!

Прививать любовь к устному
народному творчеству.

1. «Зима в родном городе»

Расширить представление о зимних
природных явлениях.

2. Разучивание потешки-песенки: «Я пеку, Продолжать развивать интерес
пеку, пеку», «Ладушки-ладушки»
к русскому народному фольклору.
3. Русская народная игра: «Снежки»

Прививать интерес играть в
коллективе.

4. Подвижная игра: Курочка и цыплятки» Закреплять понятие у детей, что у
каждого есть свой дом.
Март

1. «Встречаем масленицу»- с песнями,
гуляниями.

Знакомить с русскими народными
праздниками и традициями.

2. Наблюдение за капелью. Пришла весна. Формировать е детей
представление о весне, как о
времени года. Развивать
наблюдательность.

Апрель

3. Подвижная игра: «Через ручеек»

Развивать активную, двигательную
деятельность.

4. Чтение русской народной сказки
«Козлятки и волк »

Продолжать воспитывать
усидчивость у детей, и интерес к
книгам.

1.Разучивание потешки: «Ванькакубанька»

Продолжать прививать интерес к
русским потешкам.

2.Наблюдение за птицами на территории Продолжать знакомить детей с
детского сада
птицами нашей местности.

Май

3. Кукольный театр «Репка»

Продолжать прививать интерес к
русским народным сказкам.

4. Разучивание колыбельных песен.

Приучать слушать народные
песни.

1.Рассматривать иллюстрации «Тюльпаны Воспитывать бережное отношение
в степи»
к природе края.

29

2.Разучивание русской народной игры:
«Салочки»

30

Развивать бег, ловкость. Знакомить
с р.н.играми.

3.Работа с природным материалом «Божья Воспитывать бережное отношение
коровка»
к насекомым, и природе степи.
4.Чтение потешки: «Из-за леса из-за гор,
появился дед Егор»

Воспитывать интерес к
животным нашей местности.

3.4 Двигательный режим для детей 2-3 лет
№
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5
1.6

2.1

3.1

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5

Виды двигательной
Особенности организации.
деятельности.
1.Физкультурно – оздоровительные занятия.
Утренняя гимнастика.
Ежедневно на открытом воздухе.
Физкультминутка
Ежедневно, по мере
необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий.
Подвижные игры с
Ежедневно , во время утренней
физическими упражнениями. прогулки, подгруппами и
индивидуально, с учетом
двигательной активности детей.
Индивидуальная работа по
Ежедневно, в 1 и 2 половине дня,
развитию движений.
на утренней и вечерней
прогулках.
Гимнастика после сна.
Ежедневно, по мере подъема и
пробуждения детей.
Двигательная деятельность
Ежедневно.
после сна.
2.Учебные занятия.
Физкультурные занятия.
2 раза в неделю на открытом
воздухе и помещении
3. Самостоятельная деятельность.
Самостоятельная
Ежедневно, под руководством
двигательная активность.
воспитателя в помещении и на
свежем воздухе.
4. Физкультурно – массовые занятия.
Физкультурный праздник.
2 раза в год
Физкультурный досуг.
1 раз в месяц
Игры с разнообразными
2 раза в неделю
движениями и пением.
Хороводные игры.
3 раза в неделю
Народные игры
2 раза в неделю

Длительность.
5 минут
1 – 3 минуты
10 минут

5 – 10 минут
3 – 4 минуты
5 – 10 минут
10 минут
Зависит от
индивидуальных
особенностей
детей
15 – 20 минут
15 минут
5 минут
5 минут
5 минут

3.4 Развивающая предметно-пространственная среда.
Центр игры - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница»,
«Парикмахерская», «Водители». игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.
31

Центр книги -Книги А. Барто, русские народные сказки, сказки С. Маршака, А.С.
Пушкина, С.В. Михалкова, В.Сутеева и многие другие.
Центр театра – кукольный театр «Репка», «Колобок», «Семеро козлят»,
«Теремок», «Маша и медведь».
Центр музыки – музыкальные инструменты (бубен, гармонь,
ложки,колокольчик, пианино, дудка, гитара).
Центр познания, конструирования –Дидактические игры, пазлы,
головоломки,мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы
различных видов, крупный и мелкий строительный материал.
Центр двигательной активности -Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли)для
спортивных и подвижных игр.
Центр изо деятельности Книжки-раскраски с познавательными
элементами,пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки.
Природный уголок – комнатные растения, лейки.

32

Список методической литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в
ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
3. Колдина Д.Н. Лепка в ясельных группах детского сада: Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. – 2-е
изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
4. Колдина Д.Н. Аппликация в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 2-3 лет. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
5. Федорова С. Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего
возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
6. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград:
Учитель.
7. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Первая младшая группа. - М.: Учитель, 2014.
8. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Сентябрьноябрь /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
9. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Декабрьфевраль /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
10. Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми:
технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). Март-май
/авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2017.
11. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая
группа раннего возраста. 2-3 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
12. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2020.
13. Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа
раннего возраста (от 2 до 3 лет) /авт.-сост. О.Н.Небыкова. – Волгоград: Учитель, 2018.
14. Свободные интернет-источники.

33

Нормативное сопровождение
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
2. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных
требованиях в Российской Федерации”»
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
4. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении
изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
5. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
6. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28.12.2022 № 71847)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».