Содержание
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………..3
1.2.Цели и задачи………………………………………………………………….8
1.2.Принципы и подходы в организации образовательного процесса………..8
1.4.Приоритетное направление деятельности…………………………………..9
1.5.Планируемые результаты освоения Программы…………………………...9
2.Содержательный раздел
2.1.Планирование образовательной деятельности…………………………… 14
2.2.Образовательная деятельность в ходе режимных моментов………………15
2.3.Планирование организованной образовательной деятельности…………15
2.4.Перспективное планирование организованной образовательной
деятельности (Приложение №1)……....................................................... . . ......31
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы……………………...32
3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания……………32
3.3.Режим дня в средней группе ……………………………………………...32
3.4.Мероприятия по НРК. ……………………………………………………33
3.5.Модель двигательного режима…………………………………………….34
3.6.Развивающая предметно-пространственная среда………………………...34
Литература……………………………………………………………………..35
2
1.
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа для средней группы МБДОУ № 43 разработанная в соответствии с
ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до
школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей
по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному,
речевому и художественно – эстетическому.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
• Закон РФ «Об образовании».
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
• Положение о рабочей программе МБДОУ № 43
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей в средней группе .
В средней группе 23 детей: 11девочек,12мальчиков. Из них в первой группе
здоровья – 18 детей, Многодетные: 10 человек; Полная семья: 19 человек; Неполная семья: 4
человек.
Социально-коммуникативное развитие
К четырем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он
проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и
взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии,
которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок
испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает
свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания
контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты,
выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность
(«Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как
взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать
покупки ). Взаимодействие и общение детей пятого года жизни имеют поверхностный
характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего
инициируются взрослым.
К 4 - м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших
сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер.
Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4
взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.
К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со
сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы
взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для
удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих
отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника,
3
проявить внимание и сочувствие.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для
них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной
феномен. Совершенствуется умение пользоваться
установленными формами вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс
е игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные
партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а
продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе
нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки,
правила игры .) - проявление произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении,
чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих
чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Познавательное развитие
Ребенок осознает свою половую принадлежность.
Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные
темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период
ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства
ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной,
и контекстной (свободной наглядной
ситуации)
речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматически
х категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны
дефекты звукопроизношения .
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и
средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно
использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметызаместители и словесные обозначения объектов в быту, игре,
общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и в
осприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их наз
начение: знает название 34 цветов и 2,3 форм; может выбрать из 3х предметов разных по величине «самый больш
ой». Рассматривая новые предметы (растения, камни ) ребенок
не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слу
ховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Пам
ять и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взросло
го ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 56 названий предметов. К 4м годам способен запомнить значительные отрывки из любимы
х произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результат
ы действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в
4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3
4
частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него
деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры
Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на
вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности;
адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием
(выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).
Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников.
Использование средств интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм
и темп речи).
Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении
конфликтов.
Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый
вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к
взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности
(спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.
Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Использование в речи полных, распространенных простых с однородными членами и
сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинноследственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании;
правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов
для оформления речевого высказывания; использование детьми вопросов поискового характера
(почему? Зачем? Для чего?); составление описательных из 5—6 предложений о предметах и
повествовательных рассказов из личного опыта; использование элементарных форм
объяснительной речи.
Развитие речевого творчества
Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных
загадок об игрушках, объектах природы.
Обогащение активного словаря
Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов, из которых они
изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых существ и сред их обитания
(земля, почва, воздух), некоторых трудовых процессов (кормление животных, выращивание
овощей, стирка белья, сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов
и явлений природы, их свойства и качества.
цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее,
толще, тверже и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих
некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и др.), а также
лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы — растут,
размножаются, развиваются; посуда — это то, что необходимо людям для еды, приготовления и
хранения пищи и т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Освоение произношения свистящих и шипящих звуков; четкое воспроизведение фонетического
и морфологического рисунка слова; освоение умения говорить внятно, в среднем темпе,
голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и
ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте
Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи; представления о том, что слова
состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; сравнение слов по
протяженности;
освоение начальных умений звукового анализа слов:
5
самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать
слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем — по представлению).
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Проявление
интереса
к слушанию литературных
произведений.
Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по
иллюстрациям.
Художественно-эстетическое развитие
Происходят следующие изменения:
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы,
размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку
созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);
обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка.
Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он
рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления.
Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это
время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У
детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению
характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Физическое развитие
Ребенок владеет основными жизненно важными
движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определе
нию соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более
сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои
силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизв
едением структуры движения, его фаз, направления.
К 4м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в сторо
ны; ударять
мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелки
е предметы (пуговицы, горошины и т.п. –
всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом
дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя. Двигательная активность
становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения
становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая
эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по
первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей
появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей
возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе;
соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть
ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается
Ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания
(самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно
пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива;
при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться
носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, польз
уясь зеркалом, расческой).
6
1.2.Цель и задачи
Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ:
Цель:
Всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических
и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Задачи:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного
образования и планируемых результатов освоения образовательной программы
дошкольного образования;
построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей
дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей;
обеспечение динамики развития социальных, нравственных, патриотических,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств и способностей ребенка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности;
достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию Федеральной программы
В соответствии со Стандартом, Федеральная программа построена на следующих
принципах:
принцип учёта ведущей деятельности: Федеральная программа реализуется в
контексте всех перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с
акцентом на ведущую деятельность для каждого возрастного периода – от
непосредственного эмоционального общения со взрослым до предметной
(предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: Федеральная
программа учитывает возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах
дошкольного возраста, предусматривает возможность и механизмы разработки
индивидуальных траекторий развития и образования детей с особыми возможностями,
способностями, потребностями и интересами;
принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и
развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с
взрослыми и сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного
возраста;
принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах
дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования:
7
Федеральная программа реализует данный принцип при построении содержания
обучения и воспитания относительно уровня начального школьного образования, а
также при построении единого пространства развития ребенка образовательной
организации и семьи;
принцип сотрудничества с семьей: реализация Федеральной программы
предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и
поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного
возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными
представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка;
принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности
не допускается использование педагогических технологий, которые могут нанести вред
физическому и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному
благополучию.
1.4.Приоритетное направление деятельности
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе
учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении
дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию
игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в
игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую
деятельность .
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для
детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее
развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
ДОУ работает в условиях полного 10,5 часового рабочего дня:
- соотношение обязательной части Программы и части формируемой участниками
образовательных отношений;
- группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели.
1.5.Планируемые результаты освоения программы.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые
результаты освоения Федеральной программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребенка в процессе дошкольного образования и к его завершению.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурноисторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий
(первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст
(от трех до семи лет).
Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры «к одному году», «к
трем, четырем, пяти, шести годам» имеют диапазон от 1 до 2 месяцев для достижений
планируемых образовательных результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью
и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при
прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать
8
обозначенные в планируемых образовательных результатах возрастные характеристики
развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического
развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные
различия не должны быть констатированы как трудности ребенка в освоении основной
образовательной программы Организации и не подразумевают его включения в целевую группу
обучающихся, в отношении которых осуществляются различные виды и формы
психологической помощи (психолого-педагогического сопровождения
В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
Развитие игровой деятельности:
способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное
ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;
организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и
правил, проявлять волевые
усилия в ситуациях выбора;
проявляет потребность в общении со сверстниками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических
чувств:
чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного
достоинства;
проявляет уважительное отношение к сверстникам;
знает о достопримечательностях родного города.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве
пешехода и пассажира транспортного средства:
соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;
знает элементарные правила безопасного дорожного движения
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них:
выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы
поведения:
соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Развитие трудовой деятельности:
Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной
последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого
приводит ее в порядок
самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и
его результатам:
доводит начатое дело до конца;
испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной
для других деятельности
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и
жизни каждого человек:
владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр,
продавец, воспитатель .)
имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей
Познавательное развитие
Сенсорное развитие:
9
– различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры
величины
– использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма,
размер, материал )
– подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал )
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности:
использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств
осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями
пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по
схеме и достраивает её, владеет способами построения замыкания
Формирование элементарных математических представлений:
– владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в
пределах 5
– выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия
наложения и приложения
– владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве
– использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах года
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
– имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках
– проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям
– имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего
вида, условий существования, поведения
– способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между
явлениями живой и неживой природы.
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
использует речь для инициирования общения, регуляции поведения
активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности:
понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие
понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния
использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,
элементарные способы словообразования
владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением
некоторых шипящих и сонорных звуков)
способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью
педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
пользуется разнообразными формулами речевого этикета
способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и
выразительностью речи
Развитие литературной речи:
– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов;
– способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их
воспроизводить;
– способен импровизировать на основе литературных произведений
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса:
– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
10
– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
– различает основные звуки речи;
– владеет элементарными навыками звукового анализа.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к изобразительному искусству:
различает виды декоративно-прикладного искусства;
различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись,
графика, скульптура),
отвечает на вопросы педагога по содержанию;
понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина»,
«скульптура».
Приобщение к музыкальному искусству:
внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства
словами, рисунком, движением.
Приобщение к словесному искусству:
проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;
проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд:
проявляет интерес и бережно относится к результатам детского ––изобразительного
творчества;
передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений
природы;
лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;
использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в
аппликации.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы)
выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно,
быстро)
узнаёт песни по мелодии.
может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми - начинать и
заканчивать пение
самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты
хочешь, кошечка?»
импровизирует мелодии на заданный текст
способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по
кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами)
выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли
умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане,
ложках
Развитие детского творчества:
– сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении
индивидуального замысла
– самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной
литературе
– создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержания
использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунков
11
в лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы
соединения частей материала.
Физическое развитие
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год)
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере
загрязнения, после пользования туалетом
– имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья
– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим
внешним видом
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой
– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище
– знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение
– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна,
гигиенических процедур для здоровья
– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма,
самочувствия
– имеет представление о составляющих здорового образа жизни
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
– ходит свободно, держась прямо, не опуская головы
– уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие
– в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется,
подпрыгивает на одной ноге
– ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его
– бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку
– чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт
музыке или под счет
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
– активен, с интересом участвует в подвижных играх
– инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях
– умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для
подвижных игр.
2. Содержательный раздел
2.1. Планирование образовательной деятельности
Организованная образовательная деятельность
Базовый вид
деятельности
Физическая культура в
помещении
На прогулке
Познавательное развитие
Развитие речи
Лепка
Аппликация
Периодичность
2 раза
в неделю
1 раз в неделю
2раза в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
12
Музыка
ФЭМП
ИТОГО:
2 раза в неделю
1 раз в неделю
11 занятий в неделю по 20 мин
2.2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
ежедневно
Физическая культура на
Еженедельно, в среду
прогулке
Комплексы закаливающих
ежедневно
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
Ситуативные беседы при
ежедневно
проведении режимных моментов
Базовый вид
деятельности
Чтение художественной
ежедневно
литературы
Национально еженедельно
региональный компонент
Познавательно 1 раз в неделю
исследовательская деятельность
(опыты, эксперименты,
наблюдения)
Дежурства
ежедневно
Прогулки
ежедневно
Рисование
четверг
Самостоятельная деятельность детей
Игра
ежедневно
Самостоятельная
ежедневно
деятельность детей в центрах
(уголках) развития
2.3 Планирование организованной образовательной деятельности
1 занятие
Понедельник
Познавательно-исследовательская деятельность(ознакомление с миром
природы, ознакомление с окружающим миром)
9.00-9.50
2занятие
Художественно-эстетическое развитие (музыка)
9.30-9.50
1 занятие
Вторник
Познавательное развитие (формирование элементарных математических
представлений) Конструирование
9.00-9.20
9.25-9.45
2 занятие
Физическая культура
9.55-10.15
1занятие
Среда
Речевое развитие
9.00-9.20
13
Четверг
Пятница
9.25-9.45
2 занятие
Изобразительная деятельность(чередуется) лепка,аппликация
9.55-10.15
10.20-10-40
Вторая половина дня
Физическая культура (на воздухе)
16.00-16-20
1занятие
Изобразительная деятельность (рисования)
9.00-9-20
9.25-9-45
2 занятие
Физическая культура
9.55-10.15
1занятие
Художественно-эстетическое развитие(музыка)
9.00-9.20
2 занятие
Восприятие художественной литературы и фольклора
9.30-9.50
Итого:
11 ООД в неделю
Учебный план реализации ООП ДО в средней группе по примерной ООП ДО «От
рождения до школы»:
Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной
деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия,
спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД –
в неделю 60 мин. (3НОД) .
Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы
образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры,
рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов,
викторины.- Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)
Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги,
природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 20
мин. (0,5 НОД) .
Речевое развитие- Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы,
викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций.
Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД).
Социально-коммуникативное развитие
а) Коммуникативная деятельность - Формы образовательной деятельности: ОБЖ,
игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество
НОД - в неделю 20 мин. (1 НОД).
14
б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной
деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и
количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 15-20 мин. (согласно
СанПин, п. 12.22) .
в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые,
дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.
Художественно-эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность –Формы
образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект.
Ознакомление с художниками. Выставка- Продолжительность и количество НОД-40
мин.(2 НОД).
б) Восприятие художественной литературы и фольклора- Формы образовательной
деятельности : Беседы, слушание произведений, чтение и разучивание стихов.
Театрализованная игра- Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин.(1
НОД).
в) Музыкальная деятельность- Формы образовательной деятельности: Слушание,
импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и
развлечения.- Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин (2 НОД).
2.4.Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
(Приложение №1)
Тема
Период
средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Мой любимый детский сад.
Ранняя осень.
Игрушки.
Овощи.
Фрукты.
Моя семья.
Золотая осень.
Мебель.
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Деревья.
Посуда.
Поздняя осень (изменения в природе).
Профессии.
Наземный транспорт.
Водный и воздушный транспорт.
Зачем нужны дорожные знаки? ПДД
Новый год.
Зима. Ее признаки.
Зимние забавы.
Одежда.
Книги.
15
Февраль
Март
Апрель
Май
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Дикие животные.
Домашние животные.
Наши папы.
Зачем нужны дорожные знаки? ПДД.
Весна
Мамин день..
Цветы.
Птицы.
Насекомые.
Животный мир.
Моя страна.
1-я неделя
2-я неделя
3-я неделя
4-я неделя
Мой город.
День Победы.
Ягоды.
Волшебный мир природы.Грибы.
3. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение Программы: наличие необходимых
условий для организации работы (игровая, спальня), оборудование на территории ДОУ,
площадка, игровое оборудование с учетом возрастных особенностей детей;
наличие перспективного плана развития и укрепления учебно-материальной базы ДОУ.
3.2.Методические материалы, средства обучения и воспитания: игровые,
здоровьесберегающие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (учебно-методические
комплекты «Уроки осторожности» (ОБЖ), «Утренняя зарядка», «Времена года»,
демонстрационные и раздаточные материалы.
3.3.Режим дня
1.
Прием, осмотр, игры.
7.30-8.10
2.
3.
4.
5.
Утренняя гимнастика.
Подготовка к завтраку, завтрак.
Самостоятельная деятельность.
Занятие № 1
1 подгруппа
2 подгруппа
Занятие № 2
Подготовка к прогулке.
Прогулка.
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду.
Обед.
Дневной сон.
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры,
подготовка к полднику.
8.10-8.16
8.16-8.45
8.45-9.00
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
16
9.00-9.20
9.25-9.45
9.55-10.15
10.15-10.30
10.30-11-50
11.50-12.15
12.15-12.50
12.50-15.00
15.00-15.25
13.
14.
15.
Полдник.
Игры, самостоятельная деятельность.
Подготовка к прогулке.
15.30-15.50
15.50-16.10
16.10-16.30
16.
17.
Прогулка.
Игры. Уход домой.
16.30-18.00
18.00
3.4 Мероприятия по НРК
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Реализация
регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными
особенностями. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится
осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных
условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, родительский
уголок или папки «передвижки». Ежедневно информация закрепляется во всех режимных
моментах.
Тематический план совместной деятельности с детьми 4-5 лет
образовательная Познавательное развитие
область
Художественно-эстетическое
развитие
Ребенок и окружающий
мир
Чтение худ.
Литературы
К.Л.Хетагурова
Сентябрь
Беседа «Мой родной
город». Рассматривание
иллюстраций о г.
Моздоке
Октябрь
Рассказывание
осетинских
сказок «Что
дороже ?»
.»Два подарка»
Заучивание
стихотворения
«Петушок»
Знакомство с портретом
и биографией К.
Хетагурова (в доступной
форме)
Рассматривания альбома
на тему:
Знакомство с
«Достопримечательности осетинскими
нашего города»
загадками и
слушание
осетинской
музыки
Конкурс совместных
«Голодный
рисунков с родителями
волк»»
на тему: «Родной крайлюби и уважай»
Рассматривание
Заучивания
иллюстраций о природе
стихотворения
Месяц
Ноябрь
Декабрь
Январь
17
Изо
деятельность
Декоративноприкладное
искусство–
орнамент
Аппликацияплатье для
невесты
Социальнокоммуникативное
развитие
Подвижные игры
Лягушки
Аппликация –
осетинский
кувшин
Осетинские салки
Рисование на
тему: »Моя
улица»
Жмурки
Аппликация чаша
Бездомный заяц
В стране
осетинских
Джигиты
Северной Осетии
«Киска»
Февраль
Рассматривание
национальных костюмов
«Старик и
старуха»
Март
Знакомство с
предметами быта,
умельцев Осетии
Рассматривание
народных осетинских
предметов
«Волк, ворон и
свинья»
Аппликация –
горы
Метание с плеча
Чтение
осетинских
пословиц и
поговорок
Чтение
загадок(повтор)
Рисование горы
Бег к реке
Рисование –
орнамент на
чаше
Метание снизу
Апрель
Май
Предметы осетинского
быта-инвентарь для
огорода
узоров
Рисование на
тему:
»Осетинский
пояс»
Слепой медведь
Традиционные события, праздники, мероприятия: «Здравствуй Осень», «Чудеса у
новогодней ёлки», «Мамин праздник», «День защитника Отечества».
3.5Двигательный режим для детей 4-5лет
№
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.1
3.1
4.1
4.2
4.3
4.4
Виды двигательной
Особенности организации
деятельности
1.Физкультурно-оздоровительные занятия
Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе
Физкультминутка
Ежедневно, по мере
необходимости, в зависимости
от вида и содержания занятий
Подвижные игры с физическими Ежедневно, во время утренней
упражнениями
прогулки, подгруппами
на воздухе
индивидуально, с учетом
двигательной активности детей
Индивидуальная работа по
Ежедневно, в 1 и 2 половине
развитию движения
дня, на утренней и вечерней
прогулках
Гимнастика после сна
Ежедневно, по мере подъема и
пробуждения детей
Двигательная деятельность
Ежедневно
после сна
2.Учебные занятия
Физкультурные занятия
1 раз в неделю на открытом
воздухе и 2 раза в помещении
3.Самостоятельная деятельность
Самостоятельная двигательная
Ежедневно, под руководством
деятельность
воспитателя и на свежем воздухе
4.Физкультурно-массовые занятия
Физкультурный праздник
2 раза в год
Физкультурный досуг
1 раз в месяц
Игры с разнообразными
2 раза в неделю
движениями и пением
Хороводные игры
3 раза в неделю
18
Длительность
6-8 минут
3-5 минут
20 минут
20 минут
5 минут
20 минут
20 минут
Зависит от
индивидуальных
особенностей
детей
30-35 минут
20-30 минут
10-15 минут
10-15 минут
4.5
Народные игры
2 раза в неделю
10-15 минут
Центр сюжетно-ролевых игр - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница»,
«Парикмахерская», «Гараж» ,игровая мебель для сюжетно-ролевых игр.
Центр книги детская художественная литература в
соответствии с возрастом детей, тематические выставки, набор алгоритмов для
составления рассказов, портреты писателей и поэтов, иллюстрации «Герои сказок»,
дидактические игры по развитию речи:
«Чьи детки?», «Кто как кричит?», «Когда это бывает»
Центр театра – - ширма и предметы декорации, , подборка сюжетных картинок
Различные виды театров (в соответствии с
возрастом), шапочки, маски.
Центр музыки Уголок музыкальных инструментов
Центр познания, конструирования- Дидактические игры, пазлы, головоломки,
мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы различных видов, крупный
и мелкий строительный материал.
Центр двигательной активности Оборудование (мячи, обручи, скакалки, кегли)
для спортивных и подвижных игр.
Центр изо деятельности - Книжки-раскраски с познавательными элементами,
пластилин, краски, карандаши, гуашь, кисточки,
Природный уголок –календарь природы ,
комнатные растения, природный и бросовый материал, литература природоведческого
содержания, лейки, аквариум с рыбками, муляжи овощей и фруктов.
Центр опытно-исследовательский- лупа, желуди, шишки, различные виды семян.
Центр ПДД- различные виды транспорта, макет светофора, дорожные знаки, руль,
плакаты, литература о правилах дорожного движения, лэпбук «Светофорчик»,
Литература:
1 . «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой. –Мозаика - Синтез, 2012.
2.Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа авт. сост. О.П.Власенко и др. – Волгоград :
Учитель,2012. - 292 стр.
3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации
19
4. В.П. Новикова «Математика в детском саду» .Средний дошкольный возраст. - М.: МозаикаСинтез, 2005. - 104с.: ил.
20